Сибирское зерно пробивается на Востоке

Фильтры

Регион

Новости

Сибирское зерно пробивается на Востоке

САХО заключил контракты на поставку крупной партии в страны Азиатско-Тихоокеанского региона

«Сибирский аграрный холдинг» (САХО) намерен закрепиться на зерновом рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Агрохолдингу удалось заключить контракт с японскими компаниями Itochu и «Соджиц» на поставку в этот регион до конца текущего года крупной партии зерна — 300 тыс. т. Азиатские покупатели заинтересованы в увеличении объемов поставок, однако экспорт сдерживают отсутствие терминала на Дальнем Востоке и высокие тарифы на железнодорожные перевозки. По мнению участников рынка, без преференций от государства развитие экспорта зерна в Азиатско-Тихоокеанский регион невозможно.

Агрохолдинг САХО включает более 30 предприятий (производство зерна, пестицидов, хлебопродукции и др.). Площадь сельхозугодий — более 400 тыс. га. Учредитель и основной владелец — Павел Скурихин. Консолидированные финансовые показатели не раскрываются.

Как сообщил вчера „Ъ“ президент САХО Павел Скурихин, в текущем году агрохолдинг поставит крупную партию зерна — 300 тыс. т — на азиатско-тихоокеанский рынок. По его словам, договоренности с покупателями уже достигнуты. Президент САХО не раскрыл, какие документы подписаны, но уточнил, что в числе партнеров — японские компании Itochu и «Соджиц». «Фактически, это первая крупная поставка зерна в этот регион, до сих пор компании удавалось осуществить лишь пробные партии — первой стала поставка 1 тыс. т гречихи в Японию в 2007 году», — пояснил господин Скурихин.

Попытки выйти на рынок стран Юго-Восточной Азии САХО предпринимал и в марте 2010 года. Тогда холдинг стал первой российской компанией, поставившей совместно с японским торговым домом корпорации Itochu 1 тыс. т сибирской пшеницы в Тайвань через порт Владивостока. Для расширения поставок САХО заключил соглашение с ОАО «Владивостокский морской торговый порт» на строительство в порту Владивостока зернового терминала мощностью 1,5 млн т в год, стоимость которого оценивалась в €30 млн. Однако после моратория на экспорт зерна, введенного правительством РФ 15 августа 2010 года, проект так и не был реализован. Поводом для введения эмбарго стала засуха лета 2010 года, сгубившая примерно 40% урожая зерновых.

У российского зерна, в том числе и произведенного в Сибири, есть хорошие перспективы на рынке АТР, считает генеральный директор ООО «Соджиц» (российское представительство Sojitz Corporation Ltd, холдинг, оборот более $40 млрд, один из покупателей продукции САХО. — „Ъ“) Ёсикава Масааки. Потенциальный спрос на зерно из России, по мнению господина Масааки, исчисляется «миллионами тонн», поскольку население АТР растет, а возможности для увеличения пахотных земель практически исчерпаны.

По словам Павла Скурихина, САХО готов обеспечить более масштабные поставки зерна в страны АТР, но его сдерживает отсутствие логистической инфраструктуры на территории Сибири и Дальнего Востока. «В дальневосточных морских портах до сих пор нет ни одного зернового терминала, а значит, нет возможности загружать крупные суда. Поэтому железнодорожные перевозки зерна из Сибирского региона до дальневосточных портов слишком дороги», — поясняет глава агрохолдинга.

Сейчас САХО готовится начать поставки с помощью контейнеров. Однако добиться больших масштабов, используя контейнеры, не удастся, поскольку их объем значительно меньше, чем у вагонов. Чтобы сибирские зернопроизводители были конкурентоспособны по логистике, государству необходимо субсидировать железнодорожный тариф в размере 1,8 тыс. руб. на тонну перевезенного зерна на срок не менее пяти лет, считает господин Скурихин. Строительство терминала, по убеждению зернопроизводителя, также невозможно без хотя бы 25%-ного участия государства.

На неразвитость логистической инфраструктуры сетует и Ёсикава Масааки. По словам представителя «Соджиц», потенциальные инвесторы из стран АТР готовы участвовать в создании соответствующей инфраструктуры, в том числе и вкладываться в строительство терминала, но их «смущают непредсказуемые действия правительства РФ». Запрет на экспорт зерна, введенный в 2010 году, привел бы к банкротству дальневосточного терминала, поэтому государство не должно вмешиваться в деятельность рынка, подчеркивает господин Масааки.

Эксперты оценивают планы САХО по продвижению на рынок зерна стран АТР как перспективные и полагают, что они получат поддержку российских властей. Государство должно быть заинтересовано в расширении географии экспорта, считает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. «Повышение экспортной активности за счет освоения новых рынков сбыта теоретически может способствовать как росту доходов экспортеров, так и выводу с рынка излишних объемов зерна и, соответственно, стабилизации ситуации на внутреннем рынке, снижению нагрузки на государство в рамках закупочных интервенций», — объясняет эксперт.

Источник: kommersant.ru

Также в разделе

Комментарии (0)